«Жизнь коротка.
         Спешите быть добрыми!»
                            А. А. Католиков
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Быть или не быть наставником для подростка-сироты?

Наставничество – признанная во всем мире наиболее эффективная практическая помощь в адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни.
Получить наставника – важно и полезно для ребенка, воспитывающегося в детском доме.
О том, какие бонусы получает наставник от участия в проекте по распространению технологии эффективного добровольческого наставничества для воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот «Импульс» мы сейчас с Вами разберём.

В чем плюсы в этой деятельности для самого наставника?

1. Развитие коммуникативных и социальных навыков

В проекте наставничества БФ «Арифметика добра», наставники проходят регулярное обучение, направленное на развитие навыков взаимодействия с детьми. По наблюдениям наших наставников, эти навыки улучшаются детско-родительские отношения (с собственными детьми), отношения в коллективе на работе, коммуникации становятся проще и приятнее.

2. Психологическое сопровождение

Каждый наставник получает поддержку психолога проекта. Это супервизия, когда в поле зрения психолога в первую очередь всегда остается ребенок. Но для того, чтобы оставаться в ресурсе, важно разобрать и личные сложности.
Наставники учатся саморефлексии, учатся не терпеть, а ставить себя на место другого человека и многому другому. Все это необходимо для экологичного общения с подопечным и остается с наставником на всю жизнь.

3. Комьюнити

Наставничество – это индивидуальная форма деятельности. Но, кроме того, это еще и образ жизни и среда единомышленников. Помимо индивидуального сопровождения, представители проекта проводят для наставников групповые встречи, направленные как на улучшение отношений в паре наставник-подопечный, так и на развитие горизонтальных общение.

Наставниками становятся самые разные люди: домохозяйки, рабочие, инженеры, врачи и т.д.. Интересы, взгляды и образ жизни часто разнятся, большинство этих людей скорее всего, никогда не встретились бы в обычной жизни. Сейчас же они общаются.
И это очень важно, ведь к 30-40 годам у большинства людей сильно сокращается круг общения, а с ним снижается и репертуар моделей поведения и реакций. Новый опыт и новые механизмы адаптации положительно сказываются на психологическом здоровье и повышают стрессоустойчивость.

4. Легализация.

У взрослого человека есть работа, обязанности, срочные и неотложные дела. Но очень часто нет возможности уделить время самому себе, тем более заняться чем-то необычным, неординарным или неожиданным. Наставник и подопечный находят общие темы и интересы и часто осуществляют общие мечты.
Взрослому человеку сложно разрешить себе подурачиться, полдня занимаясь рисованием, катаясь на коньках или просто без дела гуляя по парку.

5. Повышение стрессоустойчивости.

Изменение мира вокруг себя к лучшему – это отличная профилактика тревоги и стресса.
Кроме того, в онлайн встречах проекта часто проходят мероприятия и семинары, связанные с темой профилактики внутренних резервов.
Да и сообщество наставников дает опору, в любой ситуации человек не останется один. И, если в его привычном окружении он не смог бы найти необходимую помощь, то, расширив круг знакомств, он может рассчитывать на гораздо больший спектр помощи.

Наставничество – полезно для обеих сторон процесса. Но не стоит забывать, что есть и риски:

• Выгорание
Выгорание может случиться в любой деятельности, но особенно в той, где человек включается эмоционально. Если наставник не пренебрегает общением с психологом проекта, риск сводится к минимуму.

• Ожидание сиюминутных изменений
В первую очередь наставник нужен для того, чтобы ребенок-воспитанник детского дома смог вырасти благополучным взрослым. Согласитесь, вряд ли возможны какие-то результаты, которые продемонстрируют вам, что вы справились с задачей, уже через пару месяцев/полгода и даже год общения. Результат будет очень сильно отложен по времени и к этому нужно быть готовым, иначе вас постигнет разочарование.

Бывает, что результаты становятся видны почти сразу. Но чаще всего, заметны они только специалисту. Например, улучшился сон, снизилась фоновая тревога. Совершенно необязательно, что все это тут же отразится на оценках и повышении мотивации, на умении ставить цели и строить планы.

• Отсутствие контакта
На то, чтобы контакт состоялся и у наставника с подопечным сложились крепкие отношения, нужен примерно год. Редко, но бывает, что этого не происходит. Несмотря на то, что пара подбирается с учетом всех психологических особенностей сторон и потребностей ребенка, всегда есть место непредвиденным обстоятельствам.

• «Слишком сложный ребенок»
На тренингах мы рассказываем кандидатам в наставники об особенностях детей-сирот, тем не менее, большинство ребят действительно ведут себя как обычные подростки.

Но бывают исключения. Самое частое из них – отвержение: ребенок отменяет встречи, не отвечает на сообщения – выдает ту модель поведения, которую почерпнул из собственного жизненного опыта. Самому ребенку кажется, что как только появится человек, который будет для него надежным и принимающим другом, все наладится. На самом деле, преодолеть неосознанную тягу повторять известную модель, очень сложно. На это требуется время и очень много терпения наставника.
К этому бывают готовы далеко не все.

• Ребенок-манипулятор
Нужно понимать, что манипуляция – это основной стиль взаимодействия, который у человека присутствует от рождения (я плачу, мне дают бутылочку). Взрослея, ребенок учится общению и выражению своих желаний и эмоций, а манипуляции отходят на второй план. Но, если ребенок не получает достаточно моделей здоровой коммуникации, манипуляция так и остается единственным возможным способом взаимодействия.

Если наставник вовремя не научится распознавать манипуляции и справляться с ними, существует большой риск стать спонсором, а не наставником.

• Ребенок не обязан отвечать ожиданиям
Подопечный – полноправный участник отношений, у него свой характер, мнение, мотивы и т.д. Он может не соответствовать какому-то субъективному представлению о детях-сиротах, не обязан принимать все советы к исполнению и прислушиваться с благодарностью к любому суждению наставника.

Отношения наставника и подопечного – это отношения на равных, отношения дружеские. Важно помнить об этом.

Наставничество – это путешествие с совершенно неизвестным результатом. Есть большой шанс, что присутствие наставника изменит жизнь ребенка к лучшему. Но что не вызывает вопросов, это то, что те изменения, которые произойдут с самим наставником останутся с ним на всю жизнь и им можно будет найти применение в самых разных сферах.

Если вы хотите узнать больше о наставничестве и решить, готовы ли вы стать волонтером фонда, оставьте заявку на сайте благотворительного фонда «Арифметика добра».

Мы очень будем рады встрече с вами.
Присоединяйтесь быстрей к нашему проекту!!!

impuls_obuchenie_onlajn_shkole_1704.jpg